«Донья Пас» уходит в небо

26 мая 2013

Печать Печать

Когда мы заводим речь о морских и океанских катастрофах, то нам на память приходит, конечно же, скорбное имя «Титаник». Но по количеству жертв «Титаник» занимает лишь 5-е место. Куда более страшной представляется нам трагедия парома «Донья Пас», захватившего с собой на дно морское, по официальным данным, полторы тысячи душ.

«Донья Пас» уходит в небо Паром построили в 1963 году

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПОЕЗДКА

«Донья Пас» – морской пассажирский паром, зарегистрированный на Филиппинах и принадлежавший компании «Рюкю Каиун Каиса». Паром имел блестящие характеристики и инженерные достоинства. Его тоннаж составлял 2 602 тонны. Длина судна доходила до 93,1 метра, ширина – 13,6 метра. Паром развивал скорость в 18 узлов, загружая на борт до 1 518 пассажиров, а его экипаж состоял из 66 профессионалов.

Паром построили в 1963 году на японской верфи «Ономити Дзосэн», и тогда он назывался «Химэури Мару». Он полностью принадлежал японской компании, курсируя исключительно по японским водам, вмещая всего 608 пассажиров. Но в 1975 году паром выгодно продали филиппинскому оператору пассажирских паромных перевозок Sulpicio Lines и срочно переименовали в «Дон Сольфико», но позже паром получил новое, уже женское имя – «Донья Пас». Все это время паром «Донья Пас» дважды в неделю выполнял пассажирские перевозки по маршруту Манила – Таклобан – Катбалоган – Манила – Катбалоган – Таклобан – Манила. Судно приносило солидные барыши, а потому его нещадно эксплуатировали, загружая на борт вместо 1500 пассажиров до 4500.

20 декабря 1987 года «Донья Пас» ушла в свое последнее и бессмертное плавание из города Таклобан, направляясь в Манилу. Это была старая филиппинская традиция. Ежегодно тысячи местных жителей отправлялись на новогодние каникулы и праздники со своих островков в столичный город к друзьям и родственникам. Настроение у всех было веселым и радостным.

Но уже около десяти часов вечера того же дня в районе острова Мариндуке паром «Донья Пас» столкнулся с танкером «Вектор». От удара танкер получил значительную трещину на борту, разломившись пополам. 8,8 тысяч баррелей бензина и сырой нефти, спирт оптом находившихся в трюмах танкера, тут же воспламенились, превратив оба судна в пылающие факелы на воде. Начался сильнейший пожар. Одной из причин столкновения судов следствие назвало неопытность ученика матроса, который управлял «Доньей Пас» непосредственно перед самим столкновением судов. Пополам разломился и паром, такой силы оказался полученный при аварии удар.

Все, кто находился на судах и выжил, позже утверждали, что погода в тот вечер стояла тихая и спокойная, правда, по морю шла легкая зыбь.

Сразу после сильного удара на пароме погас свет во всех помещениях. А с «Вектора» на «Донью Пас» перекинулось огненное пламя. Один из выживших с парома по имени Пакито Осабель вспоминал: «Ни матросы, ни офицеры судна никак не реагировали на происходящее. Все требовали спасательных жилетов и шлюпки, но их не было. Шкафчики, в которых хранились жилеты, оказались заперты, а ключей не могли найти. Шлюпки сбрасывали в воду просто так, без всякой подготовки. Царили паника, бардак, хаос».

Люди, не раздумывая, прыгали за борт в открытое море, забывая о том, что в этом месте вода буквально кишит акулами. Но смерть в огне казалась людям страшнее.

Лишь через 8 часов после столкновения судов и начала пожара морское начальство Филиппин узнало о катастрофе. Но им потребовалось еще 8 часов, чтобы послать спасателей к месту аварии. Кстати, спасательных работ как таковых не проводилось. Лишь утром в районе пожара, в проливе Таблас, показались спасатели: подплывали лодки, катера и даже рыбацкие баркасы, подбиравшие уцелевшие от зубов акул мертвые тела пассажиров парома. И все же удалось спасти (выловить из моря) 26 человек. 24 из них оказались пассажирами «Доньи Пас», еще двое были матросами с танкера «Вектор». У многих спасенных пассажиров оказались сильные ожоги, которые люди получили не на борту парома, а уже в воде, в которую выливалась горящая нефть.

ПЕРЕПОЛНЕННЫЙ ПАРОМ

Однако официальные выкладки, предоставленные компанией морских перевозок, к которой была приписана «Донья Пас», гласили, что на пароме находилось всего 1493 пассажира и 58 членов экипажа. Но на следующий же день спасшиеся пассажиры рассказывали журналистам, следователям и официальным представителям филиппинских властей, что на своем пути «Донья Пас» сделала все запланированные остановки (всего их было четыре), и везде на борт парома загружались все новые пассажиры. По этим данным, на борту судна находилось от трех до четырех тысяч пассажиров. «Донья Пас» была настолько заполнена людьми, что многих пассажиров размещали в коридорах и подсобных помещениях, на одной матросской койке сидели по 3-4 человека.

Спасательные работы продолжались еще несколько дней, они подтвердили наихудшие предположения. На пятый день спасательных работ из воды удалось поднять тела еще двадцати одного пассажира с затонувшего парома. Из них всего один пассажир оказался зарегистрированным на пароме официально по билету, остальные оказались «зайцами».

Даже краткое расследование, состоявшееся по настоянию родственников погибших, выявило вопиющие факты: более двух тысяч пассажиров «Доньи Пас» попали на паром вопреки всем правилам перевозок людей. Все они пытались утрамбоваться в трюмах и узких коридорах парома. Страшно даже представить, что началось сразу же после столкновения танкера и «Доньи Пас». В кромешной тьме люди ринулись к выходу, который искали на ощупь. Огонь, перекинувшийся с «Вектора» на паром, только усугублял ситуацию. В давке погибли не менее тысячи, а то и полутора тысяч человек.

Однако, выбежав на палубу, люди увидели, что из бортовой пробоины «Вектора» в море выливается нефть, которая, образовав на поверхности воды толстый слой пленки, воспламенилась и горит. Таким образом, пассажиры «Доньи Пас» оказались перед дилеммой: либо сгореть на борту парома, охваченного пламенем и криками умирающих пассажиров, либо прыгать в горящую воду. И все же невыносимый жар пламени гнал людей в воду.

Но и на борту парома оставались люди. Они с надеждой вглядывались в даль, надеясь заметить на горизонте спасательные суда, которые вырвут их из пасти смерти или попытаются погасить пламя на борту парома. А из коридоров доносились истошные крики пассажиров, которым толпа переломала ноги и руки, сделав их неспособными к самостоятельному передвижению. Люди сгорали заживо или задыхались в парах ядовитого дыма. «Донья Пас» держалась на воде долгих два часа, преумножая муки своих пассажиров. Утром на месте катастрофы плавали тысячи обгоревших трупов пассажиров.

«Донья Пас» захватила с собой на тот свет 4 341 человека. Это самая крупная морская катастрофа, случившаяся в мирное время
По официальным данным правительства Филиппин, в этой морской катастрофе погибло 1 583 человека. Однако специалисты утверждают, что «Донья Пас» захватила с собой на тот свет 4 341 человека. Это самая крупная морская катастрофа, случившаяся в мирное время.

  • 8432
  • Александр Вульф
комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии. Войдите, пожалуйста.