Иоганн Тритемий: жизнь среди книг

24 февраля 2012

Печать Печать

Британский мастер жанра фэнтези Клайв Стейплз Льюис (1898-1963 гг.) известен в первую очередь благодаря своим «Хроникам Нарнии», экранизацией которых ныне столь увлечённо занимаются американские кинематографисты. Менее известна его космическая трилогия об ангелах eldila – многомерных энергетических существах, наделённых сверхчеловеческим интеллектом и воспринимающих космическое пространство как свою естественную среду обитания. И уж вовсе мало известно то, что идею ангелов eldila писатель практически позаимствовал у немецкого средневекового богослова и оккультиста аббата Иоганна Тритемия (1462-1516 гг.).

Иоганн Тритемий: жизнь среди книг Близ Шпонхайма молодого Тритемия застала снежная буря, и он нашёл убежище в бенедектинском монастыре Святого Мартина

КЛЮЧ ОТ ЖИЗНИ

Фамилия Иоганна является латинизированной формой названия его родного городка Триттенхайм, где он родился в весьма небогатой семье. Известно, что маленький Иоганн хотел учиться, его притягивал мир знаний и книг, но родители не могли себе позволить платить за обучение сына, который нужен был им в хозяйстве. Поэтому читать Иоганн научился лишь в 15-летнем возрасте – в этом ему помог сосед. Именно тогда впервые проявились незаурядные способности будущего аббата – читать он научился всего за семь дней. В скором времени Иоганн поступил в знаменитый и поныне Гейдельбергский университет, где по причине бедности был освобождён от платы за обучение.

В годы своего студенчества Иоганн встретил некоего таинственного учителя, который наставлял его в оккультных науках. Когда в 1482 году сын бедняка решил вернуться в свой родной Триттенхайм, этот загадочный человек предрёк ему, что по пути Иоганн найдёт ключ к своей жизни. Так и случилось. Близ Шпонхайма молодого Тритемия застала снежная буря, и он нашёл убежище в бенедектинском монастыре Святого Мартина. Монастырская жизнь показалась ему столь привлекательной, что Иоганн решил там остаться. Это и был «ключ», о котором говорил его учитель.

Через год старый настоятель умер, и монашеская братия избрала Тритемия новым настоятелем. Обитель досталась ему в ужасном состоянии: здание обветшало и разваливалось на глазах. Молодому аббату пришлось бороться с долгами, с хаосом в монастыре, с леностью и невежеством брати и. И это ему удалось. В скором времени слава о шпонхаймских бенедектинцах разнеслась далеко по всей округе. Иоганн обучал монахов самым разнообразным ремёслам и не позволял им сидеть сложа руки. Они сами делали пергамент, переписывали книги (заказ фотокниг в Москве), работали в саду. Долги были полностью погашены, и монастырское хозяйство стало приносить доход. Это позволило Тритемию приобретать редкостные рукописные манускрипты. Печатными книгами аббат пренебрегал, считая их грубыми по исполнению. К 1503 году в монастырской библиотеке насчитывалось 2 000 томов – невероятное богатство для того времени! Считается, что это собрание обошлось ему в полторы тысячи золотых дукатов.

МАГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ

Люди из других городов Германии, из Франции и Италии приезжали посмотреть на библиотеку и самого знаменитого аббата, чья эрудиция вошла в пословицу. В Шпонхайм своих доверенных посылали князья и короли. Германский император Максимилиан Габсбург советовался с Тритемием по политическим вопросам. Согласно легенде, ещё в 1482 году Иоганна вызвали во дворец императора по срочному делу. В результате несчастного случая погибла императрица Мария Бургундская, и Максимилиан, прежде чем избрать себе новую супругу, захотел посоветоваться с ним.

Тритемий предложил императору вызвать дух покойной, дабы та сама назначила себе преемницу. Максимилиан дал согласие. Иоганн сумел вызвать дух императрицы, и Мария явилась во всей своей красе. Побеседовав с ней, Максимилиан забыл об осторожности и, пожелав обнять любимую жену, вышел из магического круга. Тотчас, лишившись чувств, император упал наземь, а призрак сию минуту исчез. Тем не менее до этого момента Мария успела предсказать много грядущих событий и, в том числе, назвать имя преемницы – Бьянка Сфорца, дочь Галеаццо.

Рассказывают, что Иоганн Тритемий выступил с резким осуждением знаменитого доктора Фауста, объявив его «бродягой, пустословом и мошенником», которого «следовало бы высечь розгами, дабы впредь он не осмеливался публично учить нечестивым и враждебным святой церкви делам». Любопытно, что при этом в обличительном письме аббат возмущался не только антихристианскими высказываниями Фауста, но и его претензиями на владение оккультными знаниями. Весьма занимательным выглядит и тот факт, что и Тритемию, и доктору Фаусту порой приписывают одно и то же свершение: в присутствии императора Максимилиана и придворных были вызваны духи Ахилла, Гектора и ветхозаветного Давида. По слухам, Тритемий умел также вызывать изменения в сознании людей. Он якобы однажды вместе со своим учеником Генрихом Корнелиусом Агриппой провёл над одной из придворных дам магический эксперимент, и та сумела после этого предсказать, кто умрет из членов дома курфюрста.

СТРАННАЯ КОСМОГОНИЯ

В 1505 году Тритемия пригласили ко двору пфальцграфа Филиппа. Аббат отправился в Гейдельберг, где тяжело заболел. Тем временем бенедектинцы в Шпонхайме взбунтовались. Они понадеялись, что обретут больше свободы и досуга, если избавятся от излишне рьяного настоятеля. Узнав об этом, в горьком разочаровании Тритемий решил больше никогда не возвращаться в Шпонхайм, хотя ему и было жаль покидать монахов и, особенно, свою великолепную библиотеку. Взамен он получил должность настоятеля монастыря Святого Иакова в Вюрцбурге, которую и принял в 1506 году. Там Иоганн Тритемий провёл остаток своих дней, посвятив всё своё время литературной деятельности и управлению монастырём.

Большинство его произведений представляли собой теологические трактаты, но писал он и о магии, в которой столь преуспел. При жизни Тритемия вышли его работы «Похвала писателям» и «О семи вторичных причинах» (в которой описывалась история с позиций астрологии и как раз рассказывалось о населяющих космос существах). В ней была обнародована циклическая теория исторического развития, перекликающаяся не только с индуизмом, но и некоторыми современными космогониями. Уже после смерти вышли «Хроника баварских герцогов», «Хроника монастыря Хиршау», «Полиграфия» (в которой был обнародован так называемый «шифр Тритемия») и наиболее загадочная книга – «Стеганография».

С ПОЗВОЛЕНИЯ ВЫСШИХ

В своих работах увлекавшийся алхимией аббат утверждал, что трансмутация химических элементов возможна и что существуют способы получить философский камень. Камень этот, по его словам – душа мира, явленная в зримой форме. Можно назвать его окаменевшим дыханием Бога, ибо Тритемий говорил, что мировая душа суть дыхание, исходящее из божественного источника.

Поскольку Иоганн обладал скромным и кротким нравом, то, будучи лицом духовным, не позволял себе высказываний, открыто противоречащих сложившейся традиции. Он изобретал различные методики тайнописи, которые позволяли выражать глубокие философские идеи под маской простых и безобидных с виду текстов. Однажды, прочитав книгу Агриппы «Об оккультной философии», Тритемий счёл за благо посоветовать ему: «Мне остаётся дать вам лишь одно, последнее предостережение. Никогда не забывайте о нём. С простонародьем говорите только о простых вещах; все до единой тайны высшего порядка сохраняйте только для своих друзей; волов кормите сеном, а попугая – сахаром. Постарайтесь понять, что я имею в виду, иначе волы растопчут вас, как это часто случается».

Занесённая в католический «Индекс запрещённых книг» состоявшая из семи томов «Стеганография» на внешний вид была посвящена магии и использованию духов для общения на больших расстояниях. Однако ключ к её дешифровке показывает, что речь в книге идёт о криптографии. Впрочем, сам Тритемий в пояснительном письме разъяснял, что в первом томе приводится более сотни способов тайнописи, не вызывающих ни малейшего подозрения.

Фрагмент оформления гробницы Иоганна Тритемия
Судьба книги складывалась трудно. Её законченная рукопись была сожжена по приказу графа Электора Филиппа, поскольку тот пришёл в ужас от прочитанного в ней. Не сохранилось ни одного полного экземпляра «Стеганографии». Только в 1610 году во Франкфурте издатель Матиас Беккер выпустил первое издание того, что осталось от книги. Оно было снабжено странной пометкой «с благословения и позволения Высших». В силу того, что церковные власти разрешения на эту публикацию не давали, вполне естественно встаёт вопрос, о каких Высших, собственно, идёт речь.

  • 3283
  • Виктор Бумагин
комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии. Войдите, пожалуйста.