Космическое жертвоприношение

1 февраля 2012

Печать Печать

В начале 1960-х годов американское общество и учёные были неприятно удивлены успехами СССР в освоении космоса. Мы первыми в 1957 году запустили искусственный спутник, а 12 апреля 1961 года человека в космос. И в 1961 году президент США Джон Кеннеди обратился к Конгрессу страны, предложив сделать всё возможное, чтобы ещё до 1970 года совершить полёт на Луну с высадкой астронавтов.

Космическое жертвоприношение «Вижу, как астронавты пытаются покинуть кабину корабля. Вижу клубы дыма, даже чувствую его запах»
КОСМИЧЕСКАЯ ГОНКА

Америка желала реванша, осуществив лунную программу, которую назвали «Аполлон». Ответственность за выполнение этой миссии возложили на NASA. Для реализации программы следовало создать ракету-носитель, способную вывести на околоземную орбиту 100 т груза, а также космический корабль для доставки астронавтов на Луну и обратно. Программу «Аполлон» возглавил немецкий специалист Вернер фон Браун. Вскоре они создали несколько ракет-носителей «Сатурн». Основная ракета, предназначенная для запуска «Аполлона» к Луне, – «Сатурн-5».

Одновременно создавался корабль «Аполлон», состоявший из командного и лунного модулей. Командный модуль состоял из отсека экипажа и служебного отсека, где находился двигатель. Он предназначался для полёта астронавтов на Луну и их возвращения на Землю. Отсек экипажа являлся и спускаемым аппаратом, в котором астронавты совершили бы посадку на Землю. Он был герметичным, имел форму конуса. Масса его составляла около 6 т. Все три астронавта спокойно размещались в отсеке экипажа в креслах. В одном сидел пилот командного модуля, в другом – командир корабля и в третьем – пилот. В отсеке экипажа размещались основные приборы и система жизнеобеспечения с кислородной атмосферой. Система приземления состояла из трёх парашютов диаметром 26 м, а также трёх надувных баллонов, защищавших отсек от переворота в воде днищем вниз. В отсеке экипажа размещались: топливный бак двигательной системы корабля, огнетушитель, контейнеры для оборудования, хранилище съестных припасов и канистра с питьевой водой.

ПРЕДСКАЗАНИЕ ДЖЕЙН

Лётные испытания ракетной техники «Аполлон» стартовали в 1964 году. 4 апреля 1968 года состоялся очередной запуск «Сатурна-5» с экспериментальным командным модулем «Аполлон-6». Но ещё в декабре 1965 года в NASA приняли решение осуществить первый испытательный полёт командного модуля («Аполлон-1») в 1966 году. Тогда же сформировали экипажи и начались тренировки. В основной экипаж включили Вирджила Гриссома, Эдварда Уайта, Донна Эйзела. А в дублирующем оказались Джеймс МакДивитт, Дэвид Скотт и Роджер Чаффи. Но Эйзел внезапно получил травму, и его место в главном экипаже получил Чаффи. Программа полёта корабля «Аполлон-1» длительностью 14 суток предусматривала испытание командного модуля на околоземной орбите и сближение с космическим кораблём «Джемини-12».

Полёт пилотируемого корабля «Аполлон-2» с циклом медицинских экспериментов и длительностью в те же 14 суток запланировали на 1967 год. В конце марта 1966 года официально объявили составы экипажей для полёта корабля «Аполлон-1». В основной экипаж вошли Гриссом, Уайт, Чаффи. Не далеко было до старта корабля «Аполлон-1» (намечался на март 1967-го). Ракета-носитель с кораблём уже находилась на стартовой площадке космодрома Кеннеди (мыс Канаверал). Проходили последние наземные тренировки экипажей и персонала космодрома. И тут (в самом конце 1966 года) популярная тогда в Штатах ясновидящая Джейн выступила с потрясающим заявлением-предсказанием, предупредив жену одного из начальников отдела полётов (Джин Стаут), что астронавты, готовящиеся к полёту на Луну, могут погибнуть. Она наговорила много слов, среди которых выделялось её личное видение капсулы астронавтов, где на полу оказалась некая фольга, коя приведёт к катастрофе: «Вижу, как астронавты пытаются покинуть кабину корабля. Вижу клубы дыма, даже чувствую его запах». Джейн и раньше делала предсказания, но чаще всего они не имели ничего общего с реальностью, а тут...

ПОЖАР В ОТСЕКЕ

27 января 1967 года американский экипаж, готовившийся к пилотируемому полёту, проводил очередную тренировку в космическом центре. На пусковой установке находилась ракета «Сатурн-1 Б» с блоком «Аполлона». Три астронавта (Гриссом, Уайт и Чаффи) находились в головном отсеке ракеты-носителя «Сатурн», в том самом пилотируемом отсеке. Там спокойно размещались три взрослых мужчины в скафандрах. Один трудится, другой занимается вторичными проблемами, а третий – отдыхает. Всё шло как обычно. Ракета «Сатурн» находилась на стартовой позиции, но она не была заправлена топливом – тренировка. А потому не было причин для каких бы то ни было волнений. Но как всегда, огонь в отсеке вспыхнул внезапно, став абсолютным сюрпризом как для астронавтов, так и для инженеров-конструкторов. Пожар возник ровно в 18 часов 31 минуту и продолжался в отсеке всего 15 секунд. Тут же воспламенилась вся внутренняя обшивка капсулы.

Радисты в Центре управления полётов услышали в наушниках предсмертные вопли Роджера Чаффи: «Чёрт, горим! Уберите нас отсюда скорее». Роджеру был лишь 31 год. Всего через 14 секунд из капсулы и из кабины пилотов «Аполлона» повалил густой тёмно-серый дым, как предсказывала Джейн. Увы, помочь астронавтам так и не успели. В этом едком и ядовитом дыму плавящегося пластика астронавты задохнулись раньше, чем спасатели успели открыть люк. Этого времени хватило, чтобы все три астронавта сгорели в капсуле. Ведь только на открытие люка инженеры потратили долгих полторы минуты.

Как позже удалось выяснить, скорее всего, это было обычное короткое замыкание в электропроводке капсулы. Кабина космического корабля была оборудована временными электрическими проводами, но никто не увидел, что у одного из них была повреждена изоляционная плёнка. Очень возможно, что её повредили входным люком. А на повреждённый провод каким-то невероятным образом кто-то положил или уронил металлический гаечный ключ. Тогда при создании внутренней обшивки космического корабля повсеместно использовали легковоспламеняющийся пластик, который было проще приспособить в кабине корабля (лёгкий, гибкий, доступный). И кто-то (возможно, даже один из астронавтов или инженеров) положил этот гаечный ключ на оголённые провода, создав почву для рокового замыкания. От электрической искры в чисто кислородной атмосфере мгновенно вспыхнуло всё вокруг, что только могло гореть.

Кстати, в советских космических кораблях тогда использовали обычную атмосферу для дыхания, как в земной атмосфере. А в американской космической программе специалисты устанавливали атмосферу чисто кислородную, которая оказалась более опасной. Она имела некоторые преимущества, но оказалась причиной страшной катастрофы. Короткое замыкание электрических проводов под полётным креслом Роджера Чаффи и чисто кислородная атмосфера на корабле привели к мощному пожару.

В тот чёрный для Америки день при испытаниях погибли астронавты: подполковник Эдвард Уайт (37 лет, первый астронавт США, вышел в открытый космос в 1965 году), полковник Вирджил Гриссом (41 год, совершал полёты на «Меркурии» и «Джемини», человек, совершивший второй полёт в космос), капитан-лейтенант Роджер Чаффи (готовился к первому полёту). Все они оказались первыми жертвами американской космонавтики.
Основная ракета, предназначенная для запуска «Аполлона» к Луне, – «Сатурн-5»
Из-за этой трагедии NASA отменило все полёты. Инженерам пришлось срочно дорабатывать корабль, активизировать меры безопасности. Вскоре американские учёные пересмотрели свою космическую концепцию. Массу средств бросили на обеспечение огнестойкости всех космических кораблей. А вскоре из СССР пришла весть о гибели во время космического полёта космонавта Владимира Комарова. Космос требовал у землян жертв.

  • 1782
  • Виктор Жаров
комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии. Войдите, пожалуйста.