Шаманы майя за Обаму

17 октября 2011

Печать Печать

Индейцы майя, проживающие в сельских местностях Сальвадора, недавно собрались в одном из поселений страны для совершения сверхважного ритуала. Шаманы, колдуны, священники и сочувствующие им религиозные деятели представителей майя решили оказать посильную помощь президенту США Бараку Обаме, дабы тот наконец-то научился и стал принимать только мудрые политические решения, которые станут полезными не только американцам, но и остальным жителям планеты Земля.

Шаманы майя за Обаму Шаманы современных представителей индейцев майя яростно и настойчиво призвали бездонные небеса и всех духов своих несчастных предков попросить у солнца энергию, чтобы небесная сила почаще посещала американского президента
Для этого лучшие и обелённые сединами представители индейцев майя провели в самом конце мая месяца 2011 года древний ритуал, издалека напоминавший костюмированное сборище и настоящий старинный шабаш. Красочная церемония проходила, как положено, у самого древнего и священного для индейцев майя алтаря, который расположен примерно в 25 километрах от столицы Сан-Сальвадора.

В этом ответственном мероприятии принимали участие сразу пять опытных шаманов Сальвадора. Разодетые не хуже голливудских актёров шаманы бросали в священный огонь костра ароматические травы, пахучие свечи, а также какао-бобы. Всё это создало такую ароматную ауру, что присутствующие на этом сборище гости почувствовали себя в древнем мире, которого уже тысячу лет как здесь нет. Шаманы, колдуны и священнослужители современных представителей индейцев майя яростно и настойчиво призвали бездонные небеса, бурлящие вулканы, высокие и вечные горы и всех духов своих несчастных предков попросить у солнца энергию, чтобы небесная сила почаще посещала американского президента, особенно в те моменты, когда тот принимает свои ответственные политические решения, касающиеся судеб живущих на земле людей.

Данное торжественное мероприятие проходило в рамках ритуала празднования весеннего равноденствия. На церемонии присутствовало множество местных жителей в национальных одеждах, которые присоединились к молящимся шаманам, полагая, что и их голоса достанут до небес. Но каким-то образом на этом событии оказались и трое законспирированных сотрудников секретной службы Соединённых Штатов, которые были призваны обеспечивать подготовку визита президента США в Сальвадор и другие страны Южной Америки. Дело в том, что президент Обама в самом скором времени намерен посетить Сальвадор. Эта страна, где ещё сохранились следы древней цивилизации майя, станет последней в его латиноамериканском турне.

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ

Майя, как и другие коренные народы, до сих пор населяющие Америку, не потеряли желания влиять на политику континента, которая сейчас зависит от решений, принимаемых Вашингтоном.

Современные майя ныне живут в основной своей части в Гватемале (полуостров Юкатан) и Белизе, где их насчитывается порядка 700 тыс. человек, в Мексике их осталось около 670 тыс. Религия у современных индейцев майя католическая, чему способствовала трудная и кропотливая работа многочисленных миссионеров, нахлынувших по настоянию Папы Римского в Америку после похода туда Колумба.

Памятники культуры майя сейчас встречаются по большей своей части на землях современных мексиканских штатов — Юкатана, Кампече, Кинтана Роо, почти всего Табаско и западной стороны Чьяпаса, а также в Гватемале, Белизе и на западе Гондураса и Сальвадора.

Предки же индейцев майя в доколумбовы времена свободно проживали в горах Южной Мексики (Чьяпас), Гватемалы, Сальвадора и Гондураса. Оттуда они стали выходить в тропические леса Северной Гватемалы, Белиза и Юкатана на протяжении всего второго тысячелетия до н.э. Именно на равнинах культура майя достигла наивысшего развития — в период I тыс. н.э., который археологи называют классическим.

Археологам известны сотни поселений того времени и десятки столиц городов-государств, среди которых выделяют две группы. Более древние, южные, берут начало в I тысячелетии до н.э. и достигают зрелости между II веком до н.э. и VII веком н.э. Более северные — на полуострове Юкатан — их апогей наступает после VII века н. э.

КУДА ОНИ СГИНУЛИ?

К концу I тысячелетия крупные города майя южных областей (Белиз, Гватемала, Мексика) опустели, в других жизнь еле сохранялась. Учёные считают, что города майя классического периода могли сгинуть в результате нескольких факторов экономического и социального характера.

Ко времени появления испанцев на землях майя имелось полтора десятка небольших государств, которые воевали друг с другом с целью захвата добычи и рабов. Первые испанские экспедиции добрались до Юкатана ещё в 1517 и 1518 годах, и к середине XVI века почти весь полуостров был во власти конкистадоров. Только племя ица (со столицей Тайясаль) сохраняло независимость до 1697 года.

От войн и болезней, привезённых конкистадорами, земли майя опустели. В некоторых районах демографические потери за первый же век оккупации составили до 90%. Но к концу XVIII века численность майя стала увеличиваться. На протяжении колониального периода общество и культура народов майя претерпели сильные изменения. Местная знать, оказавшая яростное сопротивление иноземцам, была уничтожена, верховная власть находилась в руках испанских чиновников. Насильно прививался католицизм, прежние религии искоренялись — разрушались изображения божеств, алтари и храмы, сжигались рукописи.

И такое отношение к коренным жителям Америки коснулось нетолько индейцев майя, но и всех других народов, ибо католиков и протестантов среди них не наблюдалось.

Как и иные представители доколумбовых цивилизаций Америки, майя оказались глубокодуховным народом. В течение тысячелетий их мысли и действия были навеяны космологическими представлениями о времени и пространстве, образовании человека, верой в религиозное значение сельскохозяйственных циклов. Их мировоззрение представляло собой весьма сложную политическую религиозную систему. Эта система была установлена к архаичным временам, задолго до рассвета цивилизации майя, на протяжении классического периода. В течение тысячелетий эта сложная система расширялась и крепла, несколько изменяясь по всем регионам и периодам времени, но поддерживая основные унаследованные верования, традиции и обряды.

Индейцев майя с другими культурами Мезоамерики разделяли многие ритуалы, представляющие собой разнообразную мозаику несколько похожих, но уникальных традиций. Религиозная система майя жива и сегодня, с её обрядами живут миллионы представителей современных майя, которые, хотя и имеют особенности, присущие каждому народу, унаследовали большинство традиций от некогда большой классической культуры.

В течение испанского завоевания Америки и после него, история и традиции майя продолжали передаваться из поколения в поколение, хотя и с определёнными чертами европейских традиций и религий, в частности католицизма.
Майя, как и другие коренные народы, до сих пор населяющие Америку, не потеряли желания влиять на политику континента, которая сейчас зависит от решений, принимаемых Вашингтоном
Сейчас нам известно о четырёх полных книгах майя, написанных в доколумбовские годы и посвящённых религиозным темам. Большинство кодексов майя были уничтожены испанской инквизицией и новой властью во время завоевания Мезоамерики и христианизации, поэтому наше знание культуры классического периода часто неполное и отрывочное. Осталось много надписей, высеченных на древних архитектурных памятниках, остатках религиозных сооружений и фресках, например, в известном храме на территории Бонампака, содержащих сведения о верованиях майя. После испанского завоевания некоторые из текстов были переписаны или записаны на слух со слов третьего лица латиницей. Наиболее известные из этих источников — сборники текстов религиозного характера Пополь-Вух, созданные народом киче.

  • 1675
  • Александр Вульф
комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии. Войдите, пожалуйста.