Баба Яга: демон или инопланетянка?

23 июня 2011

Печать Печать

Баба Яга — Костяная Нога непременно связана с воспоминаниями детства. Любой из нас своим подрастающим детям сказку о страшной бабушке из темного леса непременно рассказать сможет.

Баба Яга: демон или инопланетянка? Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец

Кто же такая Баба Яга? Почему солидным ученым малоинтересно происхождение образов водяного, лешего или черта, а в «родословной» древней старухи, летающей по небу в железной ступе, они копаются не одно столетие? Версий много. Попробуем рассмотреть некоторые из них.

Баба Яга в сказках — страшная растрепанная, длинноносая старуха. Большую часть времени она лежит на печи и лишь иногда ездит в ступе, погоняя ее пестом и заметая след помелом. Баба Яга артистически распознает «русский» дух, то есть запах человеческого мяса, что и неудивительно, так как она людоедка. Еще она любит женское молоко, и эта черта сближает ее с ведьмой.

Некоторые исследователи образа загадочной демоницы до недавнего времени утверждали, что Яга происходит от слова «явства», то есть «есть», и что этот образ сочинен древними славянами как страшилка для детей: мол, живет в лесу старая и уродливая людоедка по имени Баба Яга, которая поедает малых детей.

Но так ли уж страшен черт, как его малюют? Или дыма без огня не бывает? Сторонники версии о демоническом происхождении Бабы Яги полагают, что она являлась некоей привратницей, стоящей на дороге, ведущей в ад либо в иное измерение. А ее избушка на курьих ножках — это врата в Мертвое царство.

Дом Бабы Яги, как правило, огорожен частоколом из человечьих костей с черепами. Костяная нога — признак разложения — делает ее живущей одновременно в двух мирах — живом и мертвом. Клубок ниток, которым она снабжает главного сказочного героя, не что иное, как нить судьбы.

В каждой сказке о Бабе Яге говорится, что в ее избушку не так-то просто войти. «Стоит перед Иваном избушка на курьих ножках, а за ней — одна тьма кромешная, ничего не видать». Герой должен заставить избушку повернуться, а для этого нужно знать и произнести магические слова: «Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом». И вот повернулась к Ивану избушка, глядит из окошка седая старушка.

Что же здесь происходит? Почему нужно избушку обязательно повернуть? Отчего просто не обойти ее и не войти с другой стороны? Лень или так положено по сюжету, чтобы интереснее читать было? Мы, взрослые, читая детям сказку о Бабе Яге, всегда задаемся этим вопросом, но ответа найти не в состоянии.

В чем же загвоздка? Очевидно, в том, что избушка стоит на какой-то невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Избушка открытой стороной обращена к тридесятому царству, закрытой — к миру, доступному Ивану. Вот почему Иван не может обойти избушку, а поворачивает ее. Эта избушка — сторожевая застава. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу, может ли он следовать дальше.

Войдя в жилище Бабы Яги, герой слышит: «фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». Однако, как утверждают современные исследователи фольклора, запах Ивана для Бабы Яги есть запах человека, а не русского. Иван пахнет как живой человек!

Яга при появлении Ивана лежит или на печке, или на лавке, занимая собой всю избу. Почему всю избу? Ведь она нигде не описывается и не упоминается как великан. Получается, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец!

ТРУП В ТЕСНОМ ГРОБУ



...Как известно, первые славяне поселились в центральной части России в X — XI веках. До них здесь жили племена финно-угорской языковой группы, известные в научном мире под названием дьяковцы (от деревни Дьяково). Жизнь этого народа сейчас достаточно хорошо изучена. Археологи зафиксировали большое количество останков его поселений, находившихся на территории Московской, Тверской, Ярославской и других областей.

Погребальные памятники дьяковцев представляли собой так называемые «домики мертвых» — небольшие наземные деревянные сооружения, в которых находились обожженные человеческие кости (трупы умерших дьяковцы сжигали). Рубленые «домики мертвых» устанавливали, как правило, на невысоких деревянных столбиках.

Хоронившие своих соплеменников под курганами славяне не могли не отразить в своих сказаниях странный, по их представлениям, обряд погребения соседей-дьяковцев. Вспомним еще раз сказочное описание того, как Баба Яга располагается в избушке: «Лежит на печке Баба Яга — Костяная Нога, из угла в угол, зубы на полку положила»; «Впереди голова, в углу нога, в другом другая». Не похоже ли это на впечатления человека, заглянувшего внутрь описанного выше «домика мертвых», где лежат останки погребенного? Но почему тогда Баба Яга — женский образ? И это становится понятным, утверждают специалисты в области мифологии, если предположить, что похоронные ритуалы исполняли дьяковские женщины-жрицы.

Кстати, у славян вплоть до XIX века тоже существовал обычай сооружать на могилах умерших так называемые «столпы», то есть те же «домики мертвых». Но это не было прямым заимствованием. Обряд захоронения умершего в домовище-гробе, поверх которого затем насыпался курган, со временем преобразовался в обычай ставить на могиле небольшой сруб — обиталище души умершего предка.

Баба Яга — Костяная Нога в своей деревянной избушке, по определению историка В. Проппа, «напоминает собой труп в тесном гробу или специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать». Она безусловно относится к границе между «этим» и «иным» мирами. Таким образом, Яга — пример того, что происходит при неправильном, по мнению наших языческих предков, захоронении: умерший «зависает» между двумя мирами.

Согласно мнениям других ученых, исследовавших древнюю религию славян, Баба Яга — это изначально языческая богиня и заботливая берегиня.

Наши предки многие тысячелетия до принятия христианства поклонялись берегиням, которые хранили благополучие дома и всюду оберегали человека: в лесу, в поле, на воде. Ну а Баба Яга среди берегинь была главной, и хотя и являлась положительным божеством, при случае могла стать и воинствующей защитницей человека, его детей, рода и традиций,

Но почему «Яга»? «Яга», по утверждению специалистов, производное не от слова «есть», а огрубленное от «Яшка». Яшей в славянских песнях называли ящура, некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого. С этим связано и более понятное — пращур. То есть Баба Яга изначально — прародительница и, как уже говорилось, очень древнее положительное божество славянского пантеона.

В период насаждения христианства всем языческим богам и божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей берегиням, придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, непотребные дела и намерения. Так строгая прародительница была превращена новыми ревнителями веры в гротескно-карикатурную злую Бабу Ягу, лесного демона, которым пугают детей.

«ИНОПЛАНЕТНЫЙ СЛЕД» В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ



Вместе с тем существует и теория, согласно которой в образе Бабы Яги наши предки представляли одного из космических пришельцев, посетивших с исследовательскими целями Землю!

В самом деле, как можно описать инопланетное существо и его технику, если принципы ее действий и назначение были неведомы либо трудно понимаемы, поведение непонятно и удивительно, внешний вид и речь непривычны, все настораживало, отталкивало, страшило?!

В сказках о Яге говорится: «Летит в огненной (иногда железной) ступе, пестом погоняет, помелом след заметает».

По мнению российского исследователя Юрия Росциуса, здесь возможна ассоциация по внешнему виду и звуковая. Шум двигателя транспортного средства Яги (за отсутствием естественных шумов сходного спектрального состава и интенсивности) мог ассоциироваться с гулом, производимым при работе пестом.

Вероятно, транспортное средство лесной демоницы было оснащено реактивным двигателем. На мысль об этом наталкивают слова сказочной формулы: «метлой (варианты: «помелом» и даже «огненной метлой») след заметает». Заметает... Значит, место метлы где-то сзади, в направлении, обратном направлению полета, на пройденном пути. Но именно здесь располагается факел реактивного двигателя, в значительной мере напоминающий огненную метлу. Появление подобной ассоциации в таком случае представляется оправданным и уместным.

Интересно, отмечает Росциус, что прибытие Бабы Яги сопровождается бурей и вывалом леса, что можно отнести как на счет действия баллистической волны, так и прямого воздействия реактивной струи, о чем, естественно, древние люди не могли догадаться и чего, безусловно, не могли придумать.

Жилище Яги, как уже сообщалось выше, описывается в сказках достаточно стабильно: «Стоит избушка на курьей ножке, лежит в ней Баба Яга, из угла в угол ноги уперла, страшный большой нос в потолок уперла».

Почему ее дом так мал по сравнению с размерами ее хозяйки? Если отбросить уже рассмотренную версию о гробе, то можно предположить, что описываются габариты и конструкция космического корабля, служащего временным обиталищем инопланетянина на Земле. Тогда легко находят объяснение теснота жилища, а также «курья ножка», на которой стоит НЛО.

С тех же позиций находят себе объяснение и уродство Яги. Логично предположить, что она описывается такой страшной в силу значительных отклонений ее вида от земных канонов красоты. Некоторые «нынешние» представители инопланетной расы, с которыми доводится встречаться «контактерам», также, согласитесь, далеки от совершенства.

В одной из сказок о Бабе Яге говорится: «Кости у нее местами выходят наружу из-под тела». Не напоминает ли вам это описание инопланетного «рептоида», имеющего костные либо роговые фрагменты поверх мышц?

Постоянные упоминания в сказках о людоедстве Яги можно рассматривать не как кровожадность, а как свидетельство «лабораторной деятельности», которую наш предок просто не мог понять. Баба Яга не ела людей, а экспериментировала с «человеческим материалом»: проводила хирургические операции, удаляла кровь... В общем, делала все то, чем инопланетяне занимаются на Земле и сегодня!

Представив по своему разумению в зловещей, кощунственной или мистической окраске увиденное, древние люди, заключает Юрий Росциус, ужаснулись, и рассказы донесли до нас отголоски этих переживаний, превратившихся в легенды о злобной Бабе Яге...

  • 5703
  • Геннадий Федотов
комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии. Войдите, пожалуйста.