Флагелланты: достать до святости бичом

3 мая 2011

Печать Печать

Они шли вслед за чумой, несли в руках бичи, на теле их были кровавые раны. В XIV веке Европа, поражённая «чёрной смертью», сошла с ума. Имя этому беспрецедентному безумию — флагелланты, «братство креста».

Флагелланты: достать до святости бичом Поначалу популярность флагеллантов была настолько велика, что в ряде городов образовывались целые общества флагеллантов

В 40-е годы XIV века Европа корчилась в смертельных объятиях бубонной чумы. Во многих городах вымерло до 50% населения. Люди считали, что наступает конец света, и на них обрушилась кара божья. На фоне подобных апокалиптических умонастроений идея искупления грехов посредством бичевания получила статус эпидемии, и флагелланты — «бичующиеся» — сделались столь же привычной картиной на средневековых улицах, как и гноящиеся бубоны на телах обречённых.

Флагелланты — не есть порождение века чумы. Идея замаливания грехов через истязание плоти появилась гораздо раньше, просто в «чумной» век она достигла своего апогея.

Считается, что первым флагеллантом был святой Парадульф, живший в королевстве франков в VIII веке. Его служение Богу заключалось в том, что ежедневно он самобичевался, либо его биче-вали «со стороны». В эпоху Карла Великого на «поприще» самоистязания прославился святой Вильгельм (в миру — герцог Аквитанский). В X веке особый случай — святой Ромуальд, известный тем, что изуверски истязал не только себя, но и своих монахов.

Теоретическое оформление флагеллантизм получил в XI веке благодаря Петру Дамиани, написавшему теологический трактат с говорящим названием «Похвала бичам». Там доходчиво было объяснено, почему верующим следует брать в руки бич: во-первых, это подражание Христу; во-вторых, похвальное деяние для обретения мученического венца; в-третьих, верный метод наказа-ния грешной плоти и, в-четвёртых, способ искупления грехов. «Идеальным» флагеллантом, по мнению автора, был святой Доминик.

И если до Петра Дамиани случаи самоистязания были единичными, то после «Похвалы бичам» это дело начало набирать обороты сначала за монастырскими стенами, а потом выплеснулось и в народ. Уже в XII веке бичевание стало наиболее употребительным наказанием для прихожан перед отпущением грехов.



ВИДЕНИЕ МОНАХУ



Флагеллация в виде мании в буквальном смысле спустилась в Европу с гор, начав путь из итальянской горной Перуджи.

В 1265 году перед молодым монахом, предававшемся самобичеванию, возникло видение, в котором к нему присоединились святые, хлеставшие себя перед алтарём и утверждавшие, что такова воля божья и что верующие должны последовать их примеру, дабы избавиться от грехов. Монах поведал о своём видении епископу, а тот начал проповедовать идею самобичевания пастве. Видимо, его проповеди носили столь убедительный характер, что впервые в истории Европу охватил самый настоящий массовый психоз. Святой Иустиний писал: «... неведомый дотоле суеверный страх охватил жителей сначала Перуджи, потом Рима и постепенно всей Италии. Они были так полны ужаса и боязни перед Господом, что все, старые и молодые, знатные и простые совершенно обнажённые, попарно, как бы процессией двигались по улицам».

Процессии бичующихся появились во Франции, Германии, Фландрии, Баварии, Австрии, Венгрии. Целые города закрывались на 33 дня (возраст Христа), дабы предаться искуплению грехов по-средством бича.

К концу XIII века данное движение начало было утихать и вспыхнуло с удесятерённой силой уже в XIV веке.

МАССОВЫЙ БРЕД



Накануне эпидемии бубонной чумы, в 1333-34 гг., доминиканский монах Вентурин вновь возбудил сознание масс флагеллантскими проповедями и устроил ряд бичующихся паломничеств в Рим. Церковь, однако, весьма прохладно отнеслась к искупительным бичам и запретила Вентурину проповедовать. Но в 1340 году вспыхнула страшная эпидемия бубонной чумы, и сознание людское помрачилось. Наступил век крестовых походов флагеллантов.

Флагелланты «чумного» века представляли собой странные и страшные процессии: они шли парами, в остроконечных капюшонах с прорезями для глаз и нашитыми крестами, выстроившись в длинную колонну, куда входило до трёхсот и более человек. В местах, где чума свирепствовала особенно, к шествию примыкало более тысячи человек. Процессию возглавляли мужчины, женщины — замыкали. Впереди всех шёл магистр флагеллантов с двумя помощниками, которые несли хоругви из багрового бархата и золотой парчи.

Свои публичные истязания флагелланты, как правило, устраивали на рыночных площадях. Был выработан своеобразный ритуал самобичевания: перед началом флагелланты либо раздевались совсем, либо обнажали верхнюю часть тела и ложились на землю, раскинув руки крестом. Магистр ходил между лежащими и наносил удары бичом. Получившие удар сразу вставали. Когда все оказывались на ногах, они становились в круг, затягивали религиозные гимны и с песнями, перемешанными со стонами, начинали двигаться по кругу, нанося себе удары бичом. Сделав несколько кругов, бичующиеся падали на колени и принимались горячо молиться об отпущении грехов, а за-тем снова продолжалось бичевание.

После показательной искупительной «процедуры» зачитывалось особое письмо, якобы положенное ангелом на алтарь иерусалимского храма, где говорилось о гневе божьем и о том, что Бог с тем условием помиловал землю, чтобы каждый грешник на тридцать три дня удалялся из своего города и бичевал себя.

Подобное шокирующее представление производило неизгладимое впечатление на зрителей, и они щедро давали пожертвования, а ряды флагеллантов неизменно пополнялись. Некоторые из людей, веря, что эти добровольные мученики действительно святые, пропитывали «искупитель-ной» кровью праведников тряпки и хранили их как драгоценную реликвию.

Поначалу популярность флагеллантов была настолько велика, что в ряде городов образовывались целые общества флагеллантов. Чтобы вступить в братство, каждый должен был покаяться в грехах с семилетнего возраста и вносить скромный взнос на пропитание — 4 пенса в день.

Однако, по мере того как выяснялось, что с приходом флагеллантов чума не исчезает, а, наоборот, появляется, люди начали их бояться и прятаться. Популярность самоистязателей пошла на убыль.



СМЕРТЬ ЕРЕТИКАМ



Церковь вообще отрицательно относилась к флагеллантам. Это только в самом начале священники становились во главе движения. Позже сделались его врагами.

Дело в том, что на пике своей популярности флагелланты превратились в агрессивных экзальтированных фанатиков. Когда они входили в город, то часто не просто устраивали свои «шоу», но и с именем Христа врывались в церкви, грабили их, а священников убивали.

Светским властям тоже внушало тревогу огромное количество агрессивной полупомешанной толпы: в 1349 году в одном Турине их набралось более 5 300 человек, а в Констанце хронисты насчитали почти десять тысяч.

Церковь и светские государи объединились в борьбе против самоистязателей. В 1349 году была издана специальная булла папы Климента VI, которая объявляла флагеллантов еретиками. Европейские монархи немедленно ввели смертную казнь за принадлежность к новоявленной ереси. В Бреслау один из магистров флагеллантов был публично сожжён. В других местах флагеллантов вешали. Парижский университет выпустил специальное постановление, направленное против флагеллантов, где раздраконил все их идеи.

Движение мало-помалу вырождалось. Вместо святых, умертвляющих греховную плоть, появилась армия активных и пассивных любителей бича, среди братьев начала распространяться флагеллмания полового характера. В их полчищах ещё в самые ранние походы неоднократно случались грубые половые эксцессы, а в «чумной век» такие собрания для истязания плоти вообще стали центром проституции и сводничества.



ЧТО СКРЫВАЮТ МОНАСТЫРСКИЕ СТЕНЫ?



В истории флагеллантов был ещё один всплеск активности, связанный с именем «белых» флагеллантов. В 1399 году в Италии распространились слухи о чудесном появлении Христа. И по дорогам некоторое время бродили люди в белом и предавались бичеванию.

Окончательно же «добил» флагеллантов Констанцкий собор XV века, где произошло полное и категоричное осуждение флагеллантов. Флагеллантизм был побеждён, но не уничтожен полностью.

Появились тайные секты (криптофлагелланты): братцы, бегарды (к ним же в какой-то мере можно отнести и более поздних русских «хлыстов»), у которых флагеллация постепенно приняла форму разврата и обнаруживала склонность к сатанизму.

В этом качестве флагеллация «шагнула» и в широкие массы. Своеобразным видом разврата стала флагеллация и при французском дворе. В 1601 году парижский парламент объявил флагеллантов нетерпимыми в обществе и распущенными людьми. Мода на бичевание окончательно прошла во времена Ришелье.

Но флагеллантизм, как уже говорилось, не исчез полностью. Имеются данные, что шествия флагеллантов случались в Португалии, в Лиссабоне в 1820 и 1847 годах. Кто знает, какие тайны скрывают стены действующих в наше время монастырей?

  • 3828
  • Авентина Росси
комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии. Войдите, пожалуйста.