Тибетские чаши: предметы-целители и музыкальные инструменты

15 декабря 2008

Печать Печать

Откуда взялись поющие тибетские чаши? По сей день этим вопросом задаются очень многие. История появления этих чаш полна загадок. Что же представляют собой эти удивительные предметы?

Тибетские чаши: предметы-целители и музыкальные инструменты Тибетские поющие чаши
Тибетские поющие чаши – древнее средство медитации, приобретающее в последнее время всё большую популярность. Уникальный сплав металлов, из которого изготавливаются поющие чаши, позволяет получать звук значительно отличающийся от звучания всех других музыкальных инструментов. Похожие звуки издают синтезаторы, однако звучание тибетских чаш, в отличие от синтезатора, «заряжено» благодаря трению дерева о металл. Считается, что этот «заряд» обладает целительными свойствами, и звуки поющих чаш способны повышать восприимчивость некоторых желез, выполняющих роль своеобразных «переключателей» между симпатической и парасимпатической нервными системами.

У некоторых слушателей звуки тибетских чаш нередко вызывают измененные состояния сознания. Так, иногда может появляться ощущение своеобразной «невесомости», «подвешенности» и пустоты.

Звучание тибетских поющих чаш состоит из безграничного потока обертонов, которые образуют звуковые спирали, вращающиеся вокруг «действительного» (основного слышимого) звука. В основе такого взаимодействия обертонов лежит волновой принцип: два звуковых потока встречаются, образуют стоячую волну и растворяются в «океане» звуков. В отличие от механического повторения, характерного для минимализма, здесь каждая такая встреча – это отдельное, уникальное, событие, каждая немного, почти незаметно отличается от остальных; сознание слушателя увлекается в путешествие вглубь звукового пространства, внешне почти статичного, в действительности же находящегося в бесконечном движении.

Таким образом, музыка поющих чаш насыщена энергетикой и подходит для медитации.

Как играть на поющих чашах?



Чашу следует поставить на специальную подушечку либо на вытянутые пальцы кисти или на кулак. При этом важно учитывать, чтобы площадь соприкосновения чаши с подушкой или рукой была наименьшей, но при этом чаша не двигалась с места. В другую руку берут стик (деревянную палочку из твёрдого дерева) и водят им по внешнему краю чаши. Стенки чаши начинают вибрировать, и она начинает «петь». Главное, к чему следует стремиться, — не отрывать при игре палочку от поверхности чаши. Дело в том, что при громком звуке, и в результате — сильной вибрации стик довольно сложно удержать на чаше

Звучание тибетских чаш «заряжено» благодаря трению дерева о металл
Чаши разной формы и с разной толщиной стенок звучат по-разному. Слишком слабый нажим не сможет заставить чашу звучать, слишком сильный – будет глушить звук чаши. Динамика звучания варьируется скоростью движения стика по чаше и силой нажима.

Чаши с толстыми стенками дают ясный, но тембрально бедный звук. Играть на них проще, потому что рука лучше чувствует металл. Чаши с тонкими стенками дают очень красивый и богатый, но играть на них заметно сложнее, так как они более чувствительны к руке и стику.

Несмотря на то, что чаши настроены на один тон, играя на них, можно извлекать звуки разной высоты. Дело в том, что края чаш «поют» на высоких нотах, а по мере приближения к днищу можно извлекать всё более низкие звуки. Это очень хорошо слышно на примере глубоких тонкостенных чаш.

В некоторых случаях чаша может звучать как колокол. Для этого палочка просто ударяет по стенке чаши. Такой звук используется при выводе человека из медитации.

Как записывать поющие чаши?



На возможность звукоизвлечения из поющих чаш значительно влияет вес и покрытие стика. Стик должен подбираться под размер чаши. Для больших и тонкостенных чаш наиболее богатое и мощное звучание обеспечивается тяжёлым стиком. Оно будет преимущественно низкочастотным, и очень гулким на большой громкости. Чтобы обогатить звучание более высокими обертонами, нужно несильно ударить по краю чаши другим стиком.

Поющие чаши: неповторимое чудо в мире звуков
Чаши с толстыми стенками более требовательны к весу стика – из маленькой 2-дюймовой чаши очень сложно извлечь звук тяжёлым стиком. Лёгкий сосновый стик длиной 4–5 дюймов извлекает из маленьких чаш красивое, но обертонально бедное пение. От больших чаш лёгким стиком можно добиться только хилого высокочастотного гудения – возможно, в таком совмещении можно найти пользу, но это определённо «неравный брак».

Записывать чаши проще, если оклеить стик замшей — шуршание от прикосновения дерева к металлу (особенно в случае с тонкостенными чашами) сильно пробивается в микрофоны и мешает основному звучанию. Однако замша гасит все мелкие колебания стенки чаши, и извлечь из последней верхние обертона становится решительно невозможно. Вывод: большие чаши и тяжёлый стик, обклеенный замшей, – идеальный вариант для создания мощного объёмного гула. Более высокие звуки рекомендуется дописывать посредством меньших чаш и более лёгких стиков.

Вариант записи чаш в студии — через конденсаторную стереопару хороших микрофонов, снимающих звук со стенок чаш. Микрофон, поставленный сверху, «слышит» не столько чашу, сколько шуршание стика по чаше.

Существует ещё одна интересная техника звукоизвлечения – «вау-вау-эффект». Чтобы достичь его, звучащую чашу нужно поднести ребром к самому рту исполнителя. Исполнитель, в свою очередь, закрывает языком гортань и меняя губами объём ротовой полости, создаёт тот самый «вау-вау-эффект». Этот приём достаточно эффектен (особенно для публики), но красиво и ярко звучит только на тонкостенных чашах.

Если же половину чаши заполнить водой, играть станет легче: вибрации передаются в воду, и даже при большой громкости стик не будет отскакивать от стенки. Разумеется, при этом несколько изменится тембр звучания, поскольку количество верхних обертонов уменьшится.

  • 1351
  • Елена Мельникова
комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии. Войдите, пожалуйста.