Харран — город прорицателей

8 июля 2008

Печать Печать

История города Харрана (в переводе на русский язык «степь; место, выжженное солнцем»), расположенного на юго-востоке Турции, в провинции Шанли Урфа, в двадцати километрах от сирийской границы, уходит своими корнями в глубь веков.

История города Харрана (в переводе на русский язык «степь; место, выжженное солнцем»), расположенного на юго-востоке Турции, в провинции Шанли Урфа, в двадцати километрах от сирийской границы, уходит своими корнями в глубь веков.



Прежде всего, Харран упоминается в Ветхом Завете и связан с «отцом верующих» Авраамом (Ибрагимом), которого одинаково почитают и христиане, и мусульмане, и иудеи. В этом городе умер его отец, здесь Авраам прожил несколько лет, здесь же он получил призыв от Бога, согласно которому в возрасте 75 лет покинул город, чтобы идти в землю Ханаанскую. Кстати, в Харране до сих пор сохранился дом, в котором, по преданию, жили Авраам и его жена Сара, а также место, почитаемое как захоронение Фарры.

Судьба другого библейского персонажа, Иакова, тоже связана с этим древним городом. Здесь, около расположенного за городскими стенами колодца, он встретился с дочерью Лавана, красавицей Рахилью, ставшей впоследствии его женой. Не исключено, что этот же колодец фигурирует еще в одной ветхозаветной легенде — о встрече Ревекки со слугой Авраама. Правда, в этой истории упоминается колодец вблизи города Нахор, но именно в Харране есть колодец, считающийся местными жителями местом этой встречи. К тому же библеисты допускают возможность, что у Харрана могло быть несколько названий. Но Харран знаменит не только как библейский город. Основанный около 4000 лет назад на реке Нар-Бали, притоке Верхнего Евфрата, Харран быстро стал важным центром караванных путей из Вавилона в Сирию, Малую Азию и Египет. Как и вся Месопотамия, он был затронут многими древними цивилизациями Ближнего Востока: Ассирией, Вавилонией, Персией...

После того, как в 612 году до н.э. под ударами мидо-вавилонских войск пала Ниневия, столица Ассирии, часть ассирийцев во главе с Ашшурубаллитом, принадлежавшим к царской семье, скрылась в Харране. Именно там Ашшурубаллит был провозглашен новым царем Ассирии и предпринял попытку восстановить рухнувшую державу. Но под ударами вавилонян Харран пал, а через несколько лет были добиты и последние ассирийские военные отряды. Позже Харран входил в состав империи Александра Македонского, Парфянского царства, Рима. В 53 году до н.э под Харраном в битве с парфянами погиб знаменитый богач Марк Красе, возглавлявший римское войско. В этой битве римляне потеряли 20 тысяч человек. Правда, с этих времен до наших дней сохранилось совсем немного — лишь остатки городских стен, неоднократно перестроенных разными хозяевами города.

Авраам и его жена Сара
После разделения Римской империи на Западную и Восточную город перешел в руки византийских правителей. В VII веке Харран был захвачен арабами. Со времен Византии здесь сохранились фрагменты городских стен и остатки мощной крепости (перестроенной арабами) на холме в южной части города. В эпоху династии Аббисидов здесь было основано теологическое училище (медресе), считающееся первым исламским университетом. Татаро-монгольское нашествие в XIV веке обратило процветающий город в руины. От древнего Харрана остались лишь кучи камней, отдельные части зданий и чудом сохранившаяся башня для астрономических наблюдений. Но некоторым горожанам посчастливилось уцелеть; на окраине возникло новое поселение, оно существует и поныне, в то время как 'старый город' пo-прежнему лежит в руинах.

Присоединение Харрана в начале XVI века к Османской империи не вернуло ему былой славы.

Сегодня Харран — захолустный городок преимущественно с арабским населением, больше известный не памятниками прошлого, а необычной архитектурой. Расположенные в жилой части города домики из необожженной глины с конусообразными крышами над каждой комнатой напоминают пчелиные ульи. Все эти дома одноэтажные, но во многих из них высота купола над стенами превосходит высоту стен над землей! Такие крыши — не бессмысленное архитектурное излишество; благодаря высоким сводам в домах не так жарко в летние месяцы, когда температура воздуха часто превышает 50 градусов. Архитектура стоящего вблизи развалин византийской крепости 'дома Авраама' такая же, как и у современных харранских домов: над ним тоже высятся несколько куполов правильной конической формы. Традиция остается традицией.

С незапамятных времен Харран был самым известным местом поклонения Сину, богу Луны, культ которого распространялся по всей Месопотамии. Син считался старшим сыном могучего бога Бела, почитаемым не меньше него самого. Он вносит свет в темную ночь; он — сильный, молодой небесный дикий телец, творящий бог. Син — «господин неба, чей серп сверкает среди богов». В представлении древних жителей Месопотамии, луна важнее для жизни, чем солнце, которое слишком часто своим палящим зноем убивает все живое.

Загадочные дома-ульи до сих пор строят в городке Харране
По-видимому, город процветал именно потому, что являлся не только торговым, но еще и религиозным центром. Можно предположить, что «отец верующих» Авраам был вынужден покинуть Харран, чтобы избежать преследований со стороны жрецов господствующего в городе культа.

После того, как часть Месопотамии вошла в состав Римской империи, бог Син стал почитаться и в самом Риме. Например, в 217 году н.э. во время паломничества к его храму Харране был убит римский император Каракалла. Но вскоре после этого события христианство стало государственной религией. В 382 году храм Сина, просуществовавший в городе более тысячи лет, был закрыт. Но община приверженцев древнего культа просуществовала в городе вплоть до XII века. И это несмотря на то, что в течение шести столетий город входил в состав христианской Византийской империи, а потом еще почти столько же находился под владычеством мусульманских государств! Как христианские, так и исламские правители делали все возможное, чтобы уничтожить этот языческий культ, но они были бессильны.

Считается, что культ лунного божества уцелел за счет гадальщиков и астрологов из числа жрецов Сина; несмотря на религиозные запреты, их услуги оставались по-прежнему востребованы. Лишь султан Салладин, разрушив до основания храм бога Луны и построив на его фундаменте мечеть, в 1179 году окончательно положил конец древнему культу. Через 50 лет, эта мечеть была уничтожена во время татаро-монгольского нашествия.

Лишь в 1957 году группа британских археологов под руководством Дэвида Сторма Раиса обнаружила развалины храма Сина и мечети. Более того, под руинами трех ворот мечети ученые нашли три каменные плиты с высеченными символами бога Луны. Плиты были уложены таким образом, что верующие, входя в мечеть, наступали на них в знак того, что древняя религия уничтожена навсегда. И несмотря на то, что культ Сина прекратил свое существование вот уже больше восьми столетий, современные жители Харрана гордятся тем, что являются потомками древних прорицателей.

  • 925
  • Вячеслав Штепа
комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии. Войдите, пожалуйста.