Загробная жизнь китайского принца

18 ноября 2005

Печать Печать

Прибыв на место древнего захоронения, исследователи сначала прошли через вход подземного дворца, расположенный на южной стороне, а затем проследовали по длинному коридору, украшенному фресками, на которых отчетливо проступали изображения самого дворца и охраняющих его тигров. Эти животные не случайно изображались древними художниками. В Китае до сих пор считается, что только тигр может наводить ужас на злых духов, потому что он олицетворяет силу, властолюбие, суровость, отвагу и свирепость.

Прибыв на место древнего захоронения, исследователи сначала прошли через вход подземного дворца, расположенный на южной стороне, а затем проследовали по длинному коридору, украшенному фресками, на которых отчетливо проступали изображения самого дворца и охраняющих его тигров. Эти животные не случайно изображались древними художниками. В Китае до сих пор считается, что только тигр может наводить ужас на злых духов, потому что он олицетворяет силу, властолюбие, суровость, отвагу и свирепость.



Накануне похорон в этой стране всегда в древние времена совершалась церемония устрашения злых духов на всем пути следования траурной процессии. Буддийские и даосские монахи проходили по тем улицам, где на следующий день должна была двигаться похоронная процессия, кропя все вокруг святой водой и ублажая духов звуками музыки.

Правда, духи — духами, но вера в загробную жизнь приводила к тому, что правители Китая заблаговременно заботились о том, чтобы и в ином мире жить роскошно и пользоваться услугами своих советников и слуг. В глубокой древности совершались массовые ритуальные убийства пленных, приносимых в качестве жертв. При погребении знатных лиц наряду с быками, баранами, собаками и свиньями в жертву приносили рабов, которых закапывали живыми в землю или сжигали.

Когда скончался правитель Му-гун в царстве Цинь в VII веке до нашей эры, вместе с умершим были погребены живыми сто семьдесят семь человек, среди которых-три представителя благородных фамилий. Здесь же захоронили различные изделия из нефрита и бронзы, включая оружие, ценные украшения, конную упряжь... Люди и вещи, как считалось, служившие правителю при его жизни, могли пригодиться ему и в потустороннем мире.

Загробная жизнь, как и земная, определялась положением человека в обществе: чем богаче был он на земле, тем пышнее обставлял свое потустороннее существование. И конечно, лучше всех на том свете устраивался самый богатый человек — император, а также члены его семьи. По издавна существовавшим в Китае обычаям, сооружение могилы для императора начиналось уже в первые годы его царствования и, как правило, продолжалось на протяжении всего правления.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что императорские могилы сооружались с большим размахом и мало чем отличались от настоящих дворцов.

Если при жизни император был женат, он, естественно, нуждался в присутствии супруги и на том свете. Отсюда возник обычай заживо погребать жен вместе с умершими мужьями. Например, с императором Шихуанди, жившим в III веке до н.э., были захоронены все те его жены, у которых не было детей. Впоследствии этот дикий обычай был смягчен.

Примерно с середины I тысячелетия до нашей эры — человеческие жертвоприношения почти прекратились, и с высокопоставленными покойниками в могилу стали опускать фигурки, вылепленные из глины, а также изображения, вырезанные из бумаги.

Поэтому не случайно при вскрытии старинного некрополя Танг, археологи на своем пути нашли ниши, наполненные древними статуями, а также коридор, на стенах которого они увидели изображения хранителей этого некрополя. Их взгляд был обращен внутрь, туда, где находится могила. Наконец ученые добрались и до самого захоронения и увидели надгробие, сделанное из резного камня. К разочарованию археологов, ничего, кроме маленьких серебряных пластинок и нескольких жемчужин, найти не удалось. Украшения, золотые и серебряные изделия, лаковые шкатулки и ткани, расшитые серебром, были унесены неизвестными грабителями.

Зато перед взором археологов предстали изумительные по красоте фрески. В частности, на некоторых из них можно было увидеть изображения дракона в виде какого-то фантастического существа — повелителя Дождя, считавшегося по представлению древних китайцев плодом слияния Неба и Земли. В иерархии китайских божеств дракон занимает третье место после Неба и Земли. Издавна его изображали в самых причудливых формах. В Китае почитаемы четыре вида драконов: небесный дракон, охраняющий обители богов, божественный дракон, посылающий ветер и дождь, дракон земли, определяющий направление и глубину рек, ручьев, дракон, охраняющий сокровища.

Но вот что удивительно! Именно в некрополе Танг, археологи впервые увидели фрески необычайной красоты, изображающие прекрасных дам древности, пользующихся косметикой: выщипанные и подведенные брови, ярко-красные губы и щеки, на лице-толстый слой пудры... Здесь же была найдена еще одна любопытная фреска, на которой изображены придворные дамы, занимающиеся сооружением причесок, украшенных драгоценными нитями, изящными гребнями, шпильками из нефрита, фигурками птицы-феникс, держащей в клюве длинные нити, скрепленные драгоценными камнями.

Кстати, феникс считается у китайцев самой почитаемой птицей. Поэтому она всегда располагалась на гербе императрицы. У этой мифической птицы горло ласточки, клюв петуха, шея змеи, хвост рыбы, расцветка дракона, спина черепахи. Перья у феникса пяти цветов: желтые, белые, красные, синие, черные. Они символизируют пять добродетелей: человеколюбие, долг, пристойность, знание обрядов и верность. Происхождение этой мифической птицы связывают с Солнцем и огнем. Сейчас, правда, птица-феникс не играет для китайцев такого значения, как в древности. Все в мире изменяется со временем.

Открытие гробницы Танг дало ученым понять, что именно со времен жизни принца Ли Хиана полностью исчезла традиция хоронить вместе с умершим императором его придворных дам, слуг, музыкантов, охранников, конюхов, лошадей,  верблюдов... Их уже в последующие века стали заменять статуями, точнее - скульптурами. Такие скульптуры теперь считаются раритетом. В Танге археологи обнаружили статуи придворных дам, найденные в одной из ниш, которые были окрашены в разные цвета — синий, зеленый, красный... Ученые долго ломали голову над секретом приготовления этих красок, которые частично сохранились, но так ни к какому выводу пока не пришли. Китайцы умели хранить свои тайны. Правда, был сделан вывод, что эти цвета — не просто фантазия скульптора, а своеобразная деталь его творения, указывающая на принадлежность дам к тому или иному сословию китайского общества. К примеру, пурпурный цвет скульптуры, по мнению специалистов, указывал на принадлежность дамы к самой высокой ступеньке иерархической лестницы.

Было найдено, для многих неожиданно, даже скульптурное изображение иностранца — бородатого, с длинным носом и довольно грубыми чертами лица. Кто это был? Пока история об этом умалчивает.

Найденное захоронение Танг относится к одним из самых древних. Поэтому оказались не разворованными практически только фрески. Скульптур осталось мало.

А вот поздние захоронения своих правителей китайцы стали охранять более серьезно. Многие китайские императоры захоронены в окрестностях нынешнего города Сианя, который был столицей Китая в течение 1180 лет и пережил 11 династий. Самый большой курган насыпан над могилой Уди — могущественного императора ханьской династии. Несмотря на то, что уже многие века этот курган подвергается разрушительному воздействию сил природы, он выглядит внушительно: более километра в окружности и до 45 метров в высоту.

Другая известная усыпальница правителей Китая находится недалеко от Пекина. Восточное императорское кладбище Дун-лин расположено в 70 километрах к северо-западу от Пекина, а Западное императорское кладбище Силин устроено на склонах Горы долголетия в Тяньшоу на площади 40 квадратных километров. Здесь захоронены императоры династии Мин, правившей страной с 1368 по 1644 год. Около гробов императриц сохранились драгоценности и дорогие женские украшения. Женский головной убор фэнгуань (фениксо-вая шапка) был выполнен из отделанных малахитом золотых фениксов и цветов. Отливка, гравировка и инкрустация золотом этого убора представляют шедевр ювелирного искусства Китая конца XVI или начала XVII века. Кроме перечисленных предметов в могиле были найдены золотые кубки, тазы, блюда, чаши и сосуды для вина...

Но еще многие курганы Китая хранят свои тайны.

  • 662
  • Вячеслав Орлов
комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии. Войдите, пожалуйста.