Два источника Книги Бытие

22 октября 2005

Печать Печать

В начале сотворил Бог небо и Землю. (Бытие 1:1)

В начале сотворил Бог небо и Землю. (Бытие 1:1)



В целом Библия — это жизнеописание легендарного Аврама (ближе к старости его стали называть Авраамом) и его потомков. Но начинается она с Дней Творения — Книги Бытие.

Традиция приписывает её авторство Моисею, однако внимательное прочтение показывает — что Книга Бытие не монолитный материал, а  компиляция, базирующегося на двух документах: «J-документе и P-документе. (В русской литературе — «Яхвист» и «Жреческий кодекс» соответственно. Далее приняты эти обозначения).

Иногда отдельно ставят книгу Второзаконие. Дело в том, что многие ранние книги Библии написаны так, будто законов Моисея не существовало вовсе. Впервые о законах Моисея упоминается только в книге Иеремии, написанной в начале VI века. Из IV книге Царств известно, что в царствование Иосии первосвященник Хелкия нашел в храме книгу Закона и что эта книга была немедленно принята к руководству в иудейском религиозном культе.

Царь Иосия на основании требований этой книги централизовал культ Яхве в иерусалимском храме и уничтожил все святилища на горах, все священные рощи и все жертвенники, находившиеся не в иерусалимском храме. Но именно книга Второзакония предписывает такую централизацию культа и такие мероприятия в отношении языческих культов. Совершенно резоннопредположить, что книга Второзакония и была той книгой Закона, которую первосвященник Хелкия принес царю Иосии как найденную якобы в храме ( а возможно что храмовые служители под руководством первосвященника и сами написали эту книгу). Оказалось нетрудно установить и дату обнародования книги Второзакония — 621 год до н.э.

Но давайте вернёмся в начало и построим краткую последовательность творения [1.12.4] :

небо/земля — свет — разделение света и тьмы — твердь небесная — суша — растения — небесные светила — рыбы/пресмыкающиеся /птицы — земные звери / домашний скот-человек.

И тут [ в 2.4], мы натыкаемся на фразу очень напоминающую суммирующую ремарку :
"Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо."

Но очень многие замечают, что в этом месте искусственное деление библейских книг на стихи приводит к стилистическому огреху. Стих вмещает в себя завершение рассказа о сотворении и одновременно начало другого, причем разделены они только запятой. Конечно, правомерен вопрос: а откуда нам известно, что на четвертом стихе главы второй книги Бытие начинается какая-то новая история сотворения мира, а не уточнение старой?

Что-же давайте и здесь построим последовательность творения [2.4 -2.25 ]: земля/небо/травы и кустарники — человек / мужчина — деревья — животные и птицы — женщина.

Но это ещё не всё — меняется и стиль изложения если в первых стихах библии стояло просто "Бог", то начиная со стиха 2.4 используется другое обращение «господь бог». А если быть точнее, в древнееврейском тексте начинает употребляться имя/титул бога - «тетраграмматон».

Наличие имени это не просто различие в титуловании — это различие в представлении о божестве. Вчитайтесь в [1.2] "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою." Здесь перевод скрадывает суть текста. Дело в том что слово «дух» — это перевод еврейского слова «руакх», означающего «дыхание». Казалось бы, между прозаическим «дыханием» и таинственным и трансцендентальным «духом» — огромная дистанция, но это лишь потому, что мы сами вложили в слово «дух» таинственность и трансцендентальность, которых оно, возможно, и не заслуживает, ведь выражение «дух божий» означает лишь «дыхание бога».В первых строках Библии бога нечто абсолютно нематериальное. Его сравнивают его с самой невещественной субстанцией из всех, что были  знакомы древним,— с невидимым, неосязаемым воздухом.

В течение долгого времени исследователи ломали головы над " духом божим", пока в развалинах финикийского города Угарита (близ нынешнего Рас-Шамра, в Сирии) не нашли клинописные таблички, представляющие собой сборник мифологических поэм. В космогоническом мифе ученые наткнулись на текст, согласно которому бог сидел на воде, как птица на яйцах, и высидел из хаоса жизнь. Hесомненно, библейский дух божий, носящийся над водой, является отголоском этого угаритского мифа.

Но начиная с 2:4 и до пятой главы Книги Бытие. Бог — это Личность, причем конкретная личность с именем, которое мы сегодня произносим как Яхве . Именно поэтому второй источник назвали по имени Бога — "Яхвист", а первый, в котором достаточно явно прослеживается влияние мифологии Месопотамии — "Жреческий Кодекс".

Итак легенда о сотворении мира в "Яхвисте" и "Жреческом Кодексе" имеет следующие различия :

Различен порядок творения

Различны "титулы" Бога

Различны версии времени сотворения мужчины м женщины. Если в Жреческом Кодексе [1.12.4 и глава 5] они были сотворены одновременно[ 1.27], причем «человеком» (в оригинале «адам») назван не только мужчина, но и женщина — то Яхвист 2.22 рассказывает о том, что женщина была сотворена из ребра мужчины.

Согласно «Жреческому кодексу» [1.29,1.30] , человек и все животные  были обречены на вегетарианство, Яхвист об этом молчит.

Информация к размышлению :



Вообще в Библии используется три ключевых понятия для рода людского — «адам» -человек, «иш» — муж, «ишша» — жена — женская форма от «иш» или "мужица" ( хотя , с точки зрения генетики, именно самка является основной формой вида ). Интересно, что «адам», созвучен еврейскому слову — «адама»-«прах». Поэтому становится понятен аллегорический стих Яхвиста — "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою." Заметьте — что прах и глина — это разные слова, так что распространённое мнение что "адам" был создан из глины ошибочно. То же относится и к понятию "душа". В сущности, наше представление о душе — бессмертной составляющей человека — наследие греческой античной философии, и в этом смысле «душа» — перевод греческого «псюхе», а не еврейского «нефеш» — находящегося в библии. В сущности очень трудно сказать, что означает древнееврейский «нефеш». Пожалуй, лучшим переводом было бы: «и стал человек живым существом».

Счится, что «Яхвист» — более миф более древний и обрел тот вид, в котором дошел до нас, ранее 700 года до нашей эры, когда Ассирия, располагавшаяся в междуречье Тигра и Евфрата, была самым могущественным царством Западной Азии. А «Жреческий кодекс» был составлен в те времена, когда народ Иудеи (евреи) находился в вавилонском плену (VI век до нашей эры). В ту пору доминирующими племенами данного региона были халдеи, столицей им служил Вавилон, таким образом, «Жреческий кодекс» обобщил халдейские, или вавилонские, воззрения на космическую историю. За ними, в свою очередь, стояла мысль почти трех тысячелетий, восходившая к шумерам.

Впрочем, в заметности культуры Двуречья нет ничего удивительного.. В ту пору это была одна из самых развитых цивилизаций Земли. Оба документа были с почтительностью соединены в один труд, причем редакторы особенно заботились о том, чтобы нанести как можно меньший урон обоим источникам. И, вероятно, первые одиннадцать глав книги Бытие обрели современный вид к тому времени, когда евреи вернулись в Иерусалим после вавилонского плена.

В целом «костяк» хронологическую основу истории от сотворения мира до Авраама даёт "Жреческий кодекс". Однако чтобы вдохнуть в нее побольше жизни, редакторы, составлявшие окончательный текст Библии, обратились к другому источнику— «Яхвисту» и выбрали из него дополнительно следующие фрагменты:

Независимое описание сотворения мира.

Историю Адама, Евы и змея.

Историю Каина и Авеля, вместе с потомками Каина.

Примеры творившегося на Земле зла в преддверии потопа.

Независимое описание потопа.

Историю Ноя и Хама.

Краткое упоминание о Нимроде.

Историю строительства Вавилонской башни.

Конечно можно долго рассуждать о сходстве порядка творения с шумерским мифом и созвучии еврейского слова «техом» (бездна)[1.2], с шумерской «Тиамат». Но есть и более явные указания на вавилонские корни.

  • 1168
  • Анна Склярова
комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии. Войдите, пожалуйста.