Драма вокруг полета на Марс

1 ноября 2005

Печать Печать

Тогда, в начале 60-х, после запуска на орбиту первого космонавта, пилотируемая космонавтика не видела перед собой никаких преград.

Драма вокруг полета на Марс Президент Белорусской Академии наук был уверен, что на Марсе существует цивилизация!

К тому времени автоматические межпланетные станции уже ушли к Луне и Марсу, а в КБ Королева вели разговор о возможности полета к ним пилотируемых кораблей. Сначала на очереди стояла Венера - "сестра Земли", поверхность которой фантасты давно населили тропическими лесами и даже разумной жизнью. Первая советская автоматическая станция стартовала к Венере еще до полета Гагарина, в феврале 1961 года, за ней устремились другие. Но исследователей, и Королева в частности, ждало жестокое разочарование: давление атмосферы на поверхности планеты оказалось невероятным, непредсказуемо большим - 140 атмосфер, а температура превышала 500 градусов! Откровенно говоря, предварительным результатам даже отказались верить, а в КБ кто-то вывесил шуточную карикатуру: жабообразные венерианцы нагревают приземлившуюся станцию паяльной лампой и при этом приговаривают: "Земляне хотят захватить нашу планету! Надо показать им, что здесь очень жарко!"

Исследования Венеры автоматическими станциями продолжились, а внимание исследователей обратилось к Марсу. Как раз в это время в печати бурно обсуждалась гипотеза члена-корреспондента АН СССР Иосифа Шкловского о том, что спутники Марса Фобос и Деймос пустотелые и потому имеют искусственное происхождение! Эта гипотеза всерьез увлекла Сергея Павловича Королева. Однажды в 1961 году в Кремле, в перерыве между заседаниями сессии Верховного Совета, Королев беседовал с коллегой, членомкорреспондентом АН СССР В. С. Емельяновым. На вопрос Емельянова, какие у Королева после полета первого космонавта самые сокровенные мечты, Главный конструктор космических кораблей сказал:

- Ты читал в "Комсомолке" статью Шкловского о Марсе? Он пришел к выводу, что оба спутника Марса имеют искусственное происхождение! Вот я и хочу в первую очередь выяснить, действительно ли спутники Марса пустотелые? А если они полые, промерить толщину стенки хотя бы одного из них. Такую задачу сейчас решить можно. Меня эта проблема так захватила, что я покоя себе не нахожу. Только подумай, что нас может ожидать на Марсе, если его спутники всамом деле искусственно созданные тела? Ведь если на Марсе была цивилизация, то вовсе не обязательно, чтобы ее развитие шло так же, как и нашей земной. Разве не захватывающая перспектива - познать эти пути развития?

Королев был хорошим дипломатом, и когда благоволивший к нему Никита Сергеевич Хрущев чуть позже задал тот же самый вопрос, Сергей Павлович ответил ему несколько в другом ключе:

- Вы знаете о гипотезе Шкловского, и эту идею поддерживают и другие известные ученые: академик Тихов доказывает, что на Марсе есть высшие растения, а президент Белорусской Академии наук Купревич уверен, что на Марсе и сейчас существует высокая цивилизация! Но пусть ее нет, она погибла, разве не важно для всего человечества выяснить, почему это произошло? А если прав писатель Казанцев, что на Марсе и Фаэтоне цивилизации погибли в результате атомной войны, представляете, Никита Сергеевич, какой козырь будет против империалистов с их безудержной гонкой ядерных вооружений!

Через год после этого разговора, в ноябре 1962 года, к Марсу отправилась первая автоматическая станция "Марс-1", а в ноябре 1964 года - "Зонд-2". Тогда же в тот же рейс пустился и американский космический аппарат "Маринер-4".

Предварительная прикидка пилотируемого маршрута с облетом Марса привела всех в уныние: полет до планеты с минимальными затратами энергии продлится 259 суток! Находясь на орбите Марса, космонавты должны будут ожидать благоприятного взаиморасположения Марса и Земли еще 450 дней. Все путешествие туда и обратно займет 968 суток - два года и восемь месяцев!

Космонавт кандидат технических наук К. П. Феоктистов упорно доказывал, что экипаж должен состоять из 7-10 человек, но специалисты сошлись на трех: командир, бортинженер и врач.
Королев видел единственный выход: надо немного увеличить скорость корабля, чтобы уложиться в продолжительность полета чуть больше года. Но для этого предстояло создать абсолютно новую ракету-носитель на жидком водороде - топливе, крайне опасном. Рассматривалась возможность применения и атомного двигателя.

В 50-х годах у нас и в США разрабатывались атомные силовые установки для самолетов, но до летных испытаний дело не дошло - слишком велик был риск в случае аварии. Тем не менее Королев поручил своим помощникам детально изучить этот вариант.

Как будут вести себя три человека, на год оторванные от Земли и вынужденные находиться в тесной кабине, тогда еще никто не знал.

Будущий командир "марсианского корабля" А. Н. Божко, пробывший в наземном макете ровно год, говорил: "Пусть очень серьезно отнесутся к подбору экипажа. Не исключено, что в длительном рейсе откажут не агрегаты, а люди, если они будут подобраны не очень удачно. Им следует сначала пожить некоторое время вместе, чтобы "притереться" друг к другу".

Но сначала "выдержали" в течение месяца в изолированной камере двух человек. Затем, в 1964 году, уже полный экипаж - три человека - отправился в "полет" на три месяца. Но тут возникли новые проблемы: как скажется на людях длительная невесомость? Уже известны ее отрицательные последствия. Возможно, будущий марсианский корабль придется сделать вращающимся, чтобы создать искусственную гравитацию. Но опять же неизвестно, как повлияет на самочувствие космонавтов длительное вращение. В конце концов, был создан комплекс "Орбита", в котором два космонавта жили в режиме непрерывного вращения.

В те годы писатели фантасты активно эксплуатировали идею использования водоросли хлореллы для питания и производства кислорода в замкнутом объеме корабля. И эта идея была опробована в условиях "наземного рейса". В лаборатории одного из НИИ в 1967 году соорудили компактный автоматизированный комплекс с 500 граммами водорослей. И эта "порция" целый месяц поглощала углекислый газ, выделяемый одним испытуемым, и вырабатывала кислород, полностью удовлетворяя потребность в нем человека. При этом обнаружилось любопытное явление - образовался своеобразный симбиоз человека и водоросли: растение чутко реагировало на поведение человека! Например, во время сна уровень обменных процессов снижался и у человека, и у хлореллы. А чуть позже в "компании" с водорослью поселились три человека. Хлорелла обеспечивала жизнедеятельность людей целых полгода!

И наконец на основании полученных результатов начали полномасштабный эксперимент: три "космонавта" отправились в годичный "марсианский рейс"! В полностью изолированном объеме была устроена небольшая, всего 7 квадратных метров оранжерея с гранулами из ионообменных смол, пропитанных питательными растворами. Оранжерея полностью обеспечивала экипаж свежими растительными продуктами!

Еще в 1960 году вышло правительственное постановление о создании к 1963 году новой мощной ракеты "Н-1" для вывода в космос полезной нагрузки в 50 тонн. Этого могло хватить для облета экипажем Луны, но не более. В 1962 году проект пересмотрели и грузоподъемность увеличили до 75 тонн. В 1964 году была официально поставлена задача высадки человека на Луну.

В 1966 году полезную грузоподъемность ракеты довели до 95 тонн, а срок начала летных испытаний назначили на третий квартал 1967 года. Запуск приурочили к 50-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. И он бы наверняка состоялся, если бы не скоропостижная смерть Королева на операционном столе в январе 1966 года...

Определенную роль в крахе наших лунной и марсианской программ сыграло давнее соперничество москвича Сергея Королева и ленинградца Валентина Глушко, начавшееся еще в 30-е годы после слияния ленинградской Газодинамической лаборатории и московского ГИРДа. Как известно, они создавали первые образцы советской ракетной техники. Главный конструктор ракетных двигателей Глушко мог создать мощный двигатель для новой ракеты Королева. Но он был категорически против использования в качестве горючего водорода, предпочитая другие, весьма ядовитые компоненты ракетного топлива.

В результате Сергею Павловичу пришлось заказывать двигатели в авиационном КБ Кузнецова, где выполнить заказ в установленные жесткие сроки не смогли...

  • 2124
  • Валентин Псаломщиков
комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии. Войдите, пожалуйста.