
Библиотека Ивана Грозного (также исп. назв. Либерея и Либерия от лат. liber — «книга»)
это легендарная коллекция книг и документов, последним владельцем которой предположительно
был царь Иван IV Грозный, считается, что она была утрачена или спрятана Грозным, поиски
библиотеки с перерывами ведутся уже несколько столетий, однако она по сей день не найдена,
неоднократно высказывались сомнения в самом существовании царского книгохранилища, многие
из исследователей этого вопроса пришли к выводу, что оно, скорее всего, погибло в результате
пожаров или во времена Смуты, Либерея является темой и источником многочисленных слухов и
спекуляций, на сегодняшний день выдвинуто более 60 гипотез о её местонахождении, но любые
сведения о ней нуждаются в тщательной научной проверке.
*http://ru.wikipedia.org/wiki/Библиотека_Ивана_Грозного
http://u.to/nl7IBA
гипотезы о составе библиотеки: объём библиотеки обычно оценивают как очень большой: 800 томов
или 30 (возможно даже 70) подвод, гружённых книгами, по различным сведениям, среди книг Либереи
могли быть очень редкие и ценные, был даже список этих книг, т.наз. Список Дабелова, но он тоже
пропал, и никто не знает где он, но якобы он был, и в нём был приличный список, но он исчез.
Х.Х.Дабелов по сей день широко известен как первооткрыватель «списка», в котором описывается
содержание части Библиотеки Ивана Грозного, этот документ, якобы, был найден им среди
неопубликованных бумаг архива эстонского города Пярну, присланных Дабелову в то время, когда он
занимался историей лифляндского права и собирал материалы по этой теме, в списке,
опубликованном Дабеловым в 1822 году в числе прочих архивных материалов, перечисляется множество
редчайших древних латинских и греческих сочинений, которые до нас не дошли, как и сам список,
позже на эту публикацию обратил внимание правовед В.Ф.Клоссиус, который обратился к Дабелову с
просьбой показать ему оригинал списка, однако профессор заявил, что у него есть лишь снятая им
копия, а подлинник он отправил обратно в Пярну, несмотря на все усилия Клоссиуса, найти этот
документ не удалось, архивариусы даже не смогли отыскать каких-либо справок и упоминаний о нём,
в результате в 1834 году Клоссиус в статье «Библиотека великого князя Василия Иоанновича
и царя Иоанна Васильевича» заявил, что оригинал, скорее всего, никогда не существовал.
попытки отыскать подлинник «Списка Дабелова» предпринимались и позднее, некоторые учёные,
например историк С.А.Белокуров, отрицали его существование, в XX веке разысканиями в архиве
Пярну занимался археолог И.Я.Стеллецкий, который даже утверждал, что видел список своими глазами,
но оригинал вновь загадочно «исчез».
в начале XIX в. наиболее полный, хотя и специально не систематизированный свод известий о
библиотеке был помещен в "Истории" Карамзина, ее первых девяти томах, вышедших в 1818-1821 годах,
так, в 9-м томе "Истории" читатели познакомились с рассказом дерптского пастора Веттермана
из "Хроники" Ниенштадта, изложенным Карамзиным по изданным в середине XVIII в. сочинениям
Гадебуша и Арндта, "Царь, – писал Карамзин, – отменно уважал сего добродетельного мужа
(Веттермана) и велел ему разобрать свою библиотеку, в коей Веттерман нашел множество редких книг,
привезенных некогда из Рима, вероятно, царевною Софиею", заметим, что Карамзин достаточно
точно передал рассказы Гадебуша и Арндта по "Хронике" Ниенштадта, Гадебуш писал о Веттермане
как о бывшем на отличном счету у русского царя, а Арндт добавил, что Веттерман должен был
"привести в порядок превосходную царскую библиотеку, которая некогда пришла из Рима и, наверное,
более ста лет лежала спрятанной за тремя сводами", Карамзин уверял читателей, что собирание
древних рукописей имело в России давние традиции, причем, по Карамзину, эти традиции касались
исключительно греческих рукописей, их привозили греки, собирали великие князья, знаменательно,
что какое-то количество латинских рукописей "царю" досталось от императора Священной Римской
империи, Карамзин рассказал о том, как Василий III, желая перевести греческие сочинения,
пригласил в Россию православного инока Максима Грека, в "Рукописи профессора Дабелова" говорится,
что по просьбе "царя" неизвестный пастор перевел или должен был перевести латинские книги.
в повести Глеба Алексеева «Подземная Москва» описываются поиски библиотеки Ивана Грозного,
увенчавшиеся успехом, и попутно раскрывается исчезновение знаменитого архитектора Аристотеля
Фиораванти, строившего многие здания Московского Кремля:
http://imwerden.de/pdf/a...v_podsemnaya_moskva.pdf
Иван Грозный
http://stavroskrest.ru/s...kobrin_ivan_grozniy.pdf
одно из многочисленных мистических мест, в котором за долгие годы были попытки поиска библиотеки,
это Голосов овраг, (Власов овраг, Голос-овраг) — овраг в Москве, на территории музея-заповедника
Коломенское, название оврага может быть антропонимического происхождения, ср. имя Влас, Власий
(вариант — Волос), фамилии Голосов, Власов, встречается, однако, название Голос-овраг, которое
пока до конца не объяснено, овраг тянется от берега Москвы-реки до современного проспекта Андропова,
на берегу оврага стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, в самом овраге расположены
древние камни, вероятно, имевшие сакральное значение, — Гусь-камень и Девин (Девичий) камень:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Голосов_овраг
одна из загадочных историй, о которой сообщалось в газете «Московские Ведомости» от 9 июля 1832
года — это исчезновение двух крестьян, которые ещё до войны с Наполеоном ночью отправились из
деревни Дьяково в деревню Садовники (обе находились на территории современного Коломенского) через
этот овраг и попали в мистический и необъяснимый зелёный туман, по пути они присели отдохнуть
на Девин камень, но вышли из оврага они только через 21 год.
зелёный туман Голосового оврага упоминается и в другом случае, когда из оврага вдруг внезапно
появился отряд неизвестных всадников, в начале XVII века отряд татарских всадников во главе с
сотником войска Девлет Гирея, который действительно ходил походом на Москву, но за пятьдесят с
лишним лет до появления этих всадников, татары из отряда были подвергнуты пыткам и показали, что
во время сражения, произошедшего за 50 лет до их появления в Коломенском, они пытались скрыться
от преследования в Голосовом овраге и встретились в нём со странным зеленоватым туманом.
Археологические исследования на территории Кремля:
http://www.kreml.ru/img/...20s17_MakarovPanova.pdf
Лицевой Летописный Свод царя Ивана IV Грозного
http://www.vifaost.de/fi...Konferenz-russisch1.pdf
«Список Дабелова» якобы содержит в том числе следующие произведения:
«История» Тита Ливия — из 142 книг (свитков) этого сочинения науке известно только 35;
«Жизнь двенадцати цезарей» Светония — возможно, более точный список, нежели те, что имеются сейчас;
«История» Тацита — в списке фигурируют «несколько томов», однако не уточняется, какие именно.
до нас дошли только четыре с половиной первых книги из 12;
«Энеида» Вергилия — классическое сочинение древнеримского поэта, кроме того, указано, что в
Либерее содержалось некое его же сочинение с неразборчивым названием «Итх…». В. Ф. Клоссиус
предположил, что имеется в виду утраченное произведение «Итхифалеика», которое в древности
часто приписывали Вергилию;
«История» Полибия — это сочинение содержало 40 книг(дошли 5), какие книги были в Либерее, не указано;
«Комедии» Аристофана — вновь без уточнений;
«Песни» Пиндара — из сочинений этого древнегреческого поэта до нас дошло только 4 цикла стихов;
«De republica» и 8 книг «Historiarum» Цицерона — имеются в виду трактат «О государстве»,
сохранившийся фрагментарно, и некое историческое сочинение, не дошедшее до нас;
«Оратории и поэмы» Кальвуса — соперник Цицерона в ораторском искусстве, о его произведениях
практически нет никаких сведений.
но как бы там ни было, таинственная библиотека Ивана Грозного по прежнему остаётся загадкой.
загадкой прошлого времени, и загадкой нашего времени.
