Камни хранят молчание

20 июня 2006

Печать Печать

Ученые бьются над разгадкой «растущих» из земли крестов.

Ученые бьются над разгадкой «растущих» из земли крестов.



На перекрестке дорог около леса росли две березы, между ними стоял каменный крест в человеческий рост, оставшийся со времен язычества. Еще сравнительно недавно жители Белыничского района ходили на «волшебное место», чтобы пройти через природную арку, прикоснуться к кресту и уже на другой стороне переодеться в чистую одежду, оставив ту, в которой пришли, на полянке. Люди верили, что после несложного ритуала очищается душа.

О необычном обряде мне рассказали жители Эсьмонского сельсовета. Учитель химии и биологии местной школы Петр Тихонович даже нарисовал мелом на доске, как выглядело святилище. Но увидеть очищение своими глазами не удалось: сегодня на перекрестке нет ни камня, ни берез. В последний раз старожилы видели крест в 1991 году, а однажды ночью он таинственно исчез...

Татьяна Шестак, которая преподает в Эсьмонах историю, заметив на наших лицах разочарование, успокоила:

— Не зря вы к нам ехали — земли наши каменистые и валунов–загадок хватает. И тесаных крестов в наших краях много: в Заозерье, в Заполье, в Майске. А один большой камень яйцеобразной формы даже забрали в Могилев, в краеведческий музей. По преданию, и тому гиганту поклонялись язычники.

За деревней Заозерье в лесу есть место под названием «Чертов мосток», а там — старое кладбище. На одной из древних могил тесаный каменный крест стоит не в изголовье, а в ногах захоронения. Необычный памятник словно обнимает могилу, охраняя покой усопшего.

— Когда здесь появилось нетипичное для наших мест захоронение, точно не знает никто, но местная молва связывает его с французскими и шведскими завоевателями, — утверждает председатель райкома профсоюзов работников АПК Белыничского района Григорий Борисенок. — К сожалению, научные экспедиции к нам снаряжают нечасто, зато от «черных копателей» спасения нет. Видимо, находят здесь что–то, раз все время копают.

Самый необычный крест нам показали в деревне Майск, которая до 1956 года называлась Пупсой. Происхождение странного названия объясняют тем, что давным–давно здесь жил пан Пупсик. А некоторые жители окрестных сел даже утверждают, что именно здесь находится пуп Земли.

Пуп не пуп, но тесаный каменный крест розоватого цвета на старом кладбище давно привлекает внимание ученых.

Знаки вверху каменного памятника напоминают цифры. То, что изображено у основания, ученые пробуют расшифровать уже много лет, но пока рисунок (или все же надпись?) так и остается для них загадкой: незнакомые символы–треугольники, прямоугольники, ромбы никак не хотят складываться в слова. А народная молва уже приписывает оставленную надпись пришельцам с иных планет.

Более 30 лет изучением камней–идолов, каменных крестов занимается кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Национальной академии наук Людмила Дучиц.

— Крест как фетиш известен еще со времен первобытного общества, — рассказала мне Людмила Владимировна. — С возникновением христианства он стал знаком вечной жизни. Кресты ставили на местах языческих святилищ, массовых крещений, на перекрестках сухопутных и водных путей и могилах, на окраинах деревень и городов. Считалось, что они оберегают от эпидемий и врагов. Многие каменные кресты в наши дни являются деревенскими святынями, их украшают матерчатыми передничками, рушниками, около каменных крестов ставят свечи и кладут деньги. С ними связано множество легенд и поверий. В частности, что они растут. Способность расти приписывают, например, кресту на Борисо–Глебовском кладбище в Турове (научно это не подтверждено). Над некоторыми крестами построены часовни, к ним идут крестным ходом, молятся, просят послать здоровье. А вообще, это ценнейшие исторические памятники, которые пока мало изучены. Большой интерес для науки представляют и надписи на крестах, большинство из которых также еще не расшифрованы.

Так что ученым есть чем заняться в ближайшие годы в этом направлении. А туристам, наверное, тоже будет интересно посмотреть на загадочные надписи, попытаться дать им свое, пусть и ненаучное, толкование.
  • 265
  • Советская Белоруссия №112
комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии. Войдите, пожалуйста.